Российским гражданам и компаниям предстоит контролировать соблюдение целей визита и заявленных сроков пребывания своих иностранных гостей и партнеров.
За нарушение им будет грозить штраф: физическим лицам до 4 тыс. рублей, юридическим — до 500 тыс. рублей. Соответствующий проект поправок, разработанный МВД, поддержала вчера правительственная комиссия по законопроектной деятельности.
Эксперты указывают: проверить выполнение новых норм будет непросто, а это значит, что вопрос с правоприменительной практикой остается открытым.
Перечень мер, которые должна предпринять приглашающая сторона, установит правительство. Поправки о контроле за соответствием цели визита — например, туризм, деловая поездка — предложено внести в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
За несоблюдение этой нормы разработчики документа предлагают ввести штраф: для граждан от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, для юрлиц — от 400 до 500 тыс. рублей. Аналогичные санкции предусмотрены и для тех, кто не проследил за своевременным выездом приглашенного ими иностранца.
Сейчас приглашающие не обязаны контролировать соблюдение иностранцами заявленной цели визита в страну, объясняют разработчики проекта. Таким образом, новации помогут повысить эффективность и соблюдение гражданами других государств норм миграционного законодательства, полагают в МВД. Там отмечают, что за 2017 год выявлено более 136 тыс. подобных нарушений.
Как рассказал «Известиям» собеседник, знакомый с ходом рассмотрения законопроекта, документ уже согласован с заинтересованными ведомствами. В частности — с государственно-правовым управлением администрации президента РФ, МИД и ФСБ.
Ранее в отношении законопроекта был высказан ряд замечаний. Так, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве отмечал, что в документе не раскрыта «сущность обязанностей принимающей стороны». Минюст предлагал закрепить в законе список мер, которые должны применяться для своевременного выезда иностранца и контроля за ним во время прибывания в России. В противном случае поправки будут противоречить Конституции, поскольку обязанности могут накладываться исключительно федеральным законом.
Однако разработчики с таким мнением не согласились, сославшись на то, что меры «носят исключительно обеспечивающий характер и могут изменяться», следует из ответа на замечания.
По мнению МВД, к таким мерам можно отнести обязанность приглашающей стороны ставить чиновников в известность о том, что иностранец проинструктирован о возможных последствиях нарушения целей и сроков визита в Россию.
Торгово-промышленная палата РФ в свою очередь указывала, что у иностранца может быть одна виза — например, деловая. В этом случае принимающая сторона не сможет организовать для гостя туристические поездки и экскурсии. Однако в МВД отметили: если гражданин другого государства находится в стране строго с заявленной целью, экскурсии или отдых нарушением не являются.
В ТПП также обратили внимание, что нововведения коснутся только иностранцев, прибывающих в Россию по визе, и не затронут тех, кто приезжает из стран ближнего зарубежья. Однако нарушения чаще всего совершают последние, полагают в ТПП, а для въезжающих по визе порядок пребывания в стране и так урегулирован.
Исполнительный директор юркомпании «Глазунов и Семенов» Дмитрий Семенов также полагает, что изменения затронут исключительно приезжающих в Россию по приглашению.
— Гражданам СНГ для въезда на территорию РФ нет необходимости в оформлении визы и в зависимости от гражданства такие лица могут пребывать в России до 90 дней, — отметил он, подчеркнув, что для въезда им не требуется приглашение.
По его мнению, открытым остается вопрос контроля за соблюдением иностранцем цели визита, а также проверки его исполнения.
Руководитель практики трудового и миграционного права юргруппы «Яковлев и Партнеры» Антон Алексеев считает, что формулировки проекта не дают ответа на главный вопрос: какие меры должен предпринять приглашающий иностранца в Россию и какие доказательства исполнения этой нормы будут достаточными.
— Формулировка проекта более чем открытая, что может стать причиной ее оценочного применения на практике,— заявил «Известиям» юрист. — Одним из вариантов исполнения предлагаемой обязанности видится инструктирование иностранца о правилах пребывания в России и требований к их соблюдению, а также получения от него письменных обязательств.
После одобрения правкомиссии документ обсудят на заседании правительства, а затем — в случае поддержки — он поступит в Госдуму.
Комментарий:
Какие выводы должны сделать иностранные граждане из этих нововведений чтобы не стать нарушителями?
Во-первых, после каждого пересечения границы следить за тем, чтобы в миграционной карте была указана «правильная» цель визита. Слово «Работа» должно быть подчеркнуто не только в той миграционной карте, с которой иностранец получал трудовой патент, но и потом, если после получения патента пришлось покидать территорию Российской Федерации.
Бывает, что получив патент, иностранный гражданин потом перестает следить за целью визита в миграционной карте и подчеркивает слово «Частный».
Во-вторых, еще раз повторим, что соблюдение закона «90/180» — это обязанность самого иностранного гражданина. Нельзя каждые три месяца делать выезд-въезд и считать, что раз пограничники пустили, то значит «закон перестал действовать».
Пограничники пускают всех, у кого не закрыт въезд в Россию. Чем чаще иностранный гражданин нарушает закон «90/180», тем быстрее он пополнит ряды тех, кому въезд в РФ будет закрыт. При этом отменить решение о неразрешении въезда будет невозможно.
В-третьих, рекомендации работодателям: следите за тем, чтобы у ваших иностранных работников после каждого пересечения границы в миграционной карте была указана цель визита «работа». Лучше делать проверки регулярно (хотя бы раз в месяц), так как работник может делать краткосрочные выезды на выходные, о которых не будет специально сообщать работодателю
Источник: Известия
Комментарии
Комментариев пока нет