Федеральным законом №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен ряд категорий иностранных граждан, которым не требуется получать разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
Таких категорий несколько и они перечислены в подпунктах 1-12 п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан. В этой статье мы рассмотрим одну такую категорию — педагогические и научные иностранные работники.
Казалось бы, раз иностранному преподавателю не требуется оформлять разрешение на работу или патент для осуществления трудовой деятельности в России, то это намного упрощает жизнь и иностранному гражданину и образовательному учреждению, которое планирует нанять его на работу. Однако при ближайшем рассмотрении ситуации не все так очевидно.
Для начала рассмотрим, кого именно закон относит к педагогическим и научным работникам. Согласно закону о правовом положении иностранных граждан, это:
Иностранные граждане, приглашенные в Российскую Федерацию в в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования:
-
образовательными организациями высшего образования,
-
государственными академиями наук или их региональными отделениями,
-
национальными исследовательскими центрами,
-
государственными научными центрами,
-
иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
-
либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации,
-
либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Исключение из данного правила установлено для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях.
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, Закон об образовании относит довольно широкий спектр учебных учреждений. Перечень должностей педагогических работников, установленный разделом III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приложением к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. №761н, включает 21 должность и предполагает возможность работы иностранных граждан, в том числе в образовательных учреждениях дошкольного образования:
-
Учитель
-
Преподаватель
-
Педагог-организатор
-
Социальный педагог
-
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
-
Педагог-психолог
-
Воспитатель (включая старшего)
-
Тьютор
-
Педагог-библиотекарь
-
Старший вожатый
-
Педагог дополнительного образования (включая старшего)
-
Музыкальный руководитель
-
Концертмейстер
-
Руководитель физического воспитания
-
Инструктор по физической культуре
-
Методист (включая старшего)
-
Инструктор-методист (включая старшего)
-
Инструктор по труду
-
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
-
Тренер-преподаватель (включая старшего)
-
Мастер производственного обучения
Реализация указанных положений на практике порождает ряд вопросов, первый из которых — какие категории иностранных граждан являются «приглашенными»?
Так ряд территориальных органов ФМС России полагало, что указанные преференции распространяются на всех иностранных граждан, вне зависимости от того, в каком порядке, визовом или безвизовом, они въезжают в Российскую Федерацию. Такой позиции придерживаются:
УФМС России по Архангельской области (Исх. №2/201 от 13.05.2013 г.);
УФМС России по Волгоградской области (Исх. №32/2-А-19-з от 03.06.2013 г.);
УФМС России по Ивановской области (Исх. №Т-з/52 от 14.12.2011 г.);
УФМС России по Краснодарскому краю (Исх. №1/6-3-127-А от 20.05.2013 г.);
УФМС России по Курганской области (Исх. №1/з-А-31 от 10.06.2013 г.);
УФМС России по Липецкой области (Исх. №1/11355 от 14.05.2013 г.);
УФМС России по Мурманской области (Исх. №1/5-Сайт 325 от 16.05.2013 г.);
УФМС России по Оренбургской области (Исх.№1-з/л-81 от 03.06.2013);
УФМС России по Республике Бурятия (Исх. №10-8050 от 20.05.2013 г.);
УФМС России по Республике Калмыкия (Исх. №1/А-12 от 08.05.2013 г.);
УФМС России по Ростовской области (Исх. №мс-12/1-87/А/з).
В то время как ряд Управлений ФМС России придерживались точки зрения, что названная норма применима лишь к иностранным гражданам из государств с визовым режимом въезда:
УФМС России по Пензенкой области (Исх. №1/з-А29 от 17.05.2013 г.);
УФМС России по Пермскому краю (Исх. №731 от 15.05.2013 г.);
УФМС России по Псковской области (Исх. №1/5-6268 от 14.05.2013 г.),
очевидно принимая позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда от 02.02.2010 г. №11773/09 (на примере неуведомления налогового органа по факту привлечения к трудовой деятельности гражданина Украины).
Следует отметить, что смысловая нагрузка нормы не менялась с момента принятия Закона о правовом положении иностранных граждан, расширялся и уточнялся лишь перечень лиц, на которые она распространяется, т.е. приведенная выше точка зрения органа исполнительной власти является актуальной и в настоящий момент времени.
Предполагается, что статус лица, освобождающий от получения разрешительных документов в отношении иностранцев, прибывших в порядке, требующем получение визы, подтверждается обыкновенной рабочей визой с указанной целью визита «преподаватель».
Неурегулированным на законодательном уровне многие годы остается и вопрос о продлении срока пребывания указанной категории иностранных граждан, пребывающих в РФ в порядке, не требующем получения визы (при условии, что норма распространяется на иностранных граждан вне зависимости от порядка въезда в РФ).
В то время как в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания иностранцев, прибывших в порядке требующем получения визы, определяется сроком действия выданной им визы (им выдается обыкновенная рабочая виза с указанной целью визита — «преподаватель»), у иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке, отсутствуют законодательно установленные основания для продления срока пребывания свыше установленных 90 суток с даты въезда в РФ, что приводит данную категорию лиц в разряд нелегальных мигрантов и чревато принятием по отношению к ним мер государственного воздействия в виде административного выдворения (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ) или принятия решения о неразрешении въезда (п. 8 ст. 26 и пп 12-14 ст. 27 ФЗ РФ №-114-ФЗ).
Предполагается, что в миграционной карте они указывают в качестве цели визита — «работа», но на ситуацию в общем это не влияет.
Таким образом, при трудоустройстве в качестве педагогов и научных работников временно пребывающим иностранным гражданам правильнее и надежнее все-таки оформлять патент и работать на общих основаниях с другими иностранными специалистами.
Комментарии
Комментариев пока нет