В Госдуме на рассмотрении находится правительственный законопроект, ужесточающий ответственность за фальсификацию правоустанавливающих документов.
Чтобы ни у кого не возникало ложных иллюзий, сразу отметим: в законопроекте речь идет об усилении ответственности за действия, связанные с подделкой документов. А сама проблема повышения эффективности противодействия в этой криминальной сфере является весьма актуальной, поскольку подобного рода деяния не только посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц, но и способствуют совершению наиболее тяжких преступлений против личности и общественной безопасности.
Спрос рождает предложение
Количество преступлений, связанных с подделкой документов, остается стабильно высоким, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту. По данным МВД России, в 2017 году зарегистрировано 36 187 предусмотренных статьей 327 УК РФ (где зафиксированы соответствующие меры наказания), а в январе — апреле 2018 года - 215. По сведениям Судебного департамента при Верховном суде РФ в прошлом году по этой статье осуждено 11 308 граждан… То есть спрос на фальшивые документы есть, а значит, не иссякнет и предложение.
Более того, научно-технический прогресс, всеобщая доступность средств копировально-множительной техники и интернет-технологий приводит к тому, что практически каждый желающий без какой-либо специальной подготовки в домашних условиях способен заниматься подделкой официальных документов, постоянно совершенствуя способы изготовления, существенно повышая их качество.
И есть еще одно немаловажное дополнительное обстоятельство, осложняющее выявление и пресечение подделки документов. Зачастую этим занимаются иностранные граждане и лица без гражданства. Так, в 2016 году из 33 749 таких криминальных посягательств только 38,2 процента (12 916) были совершены гражданами России.
Все эти факты вызывают особую тревогу, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Работая в органах прокуратуры, поддерживая государственное обвинение в судах, вспоминает депутат, не раз приходилось сталкиваться с подделкой документов, их производством, перевозкой и сбытом. И самое опасное в этом криминальном проявлении то, что такие правонарушения влекут за собой более тяжкие преступления. Например, террористическая деятельность. Для террориста главная задача — достичь цели, а приобретая поддельные документы, он может приехать в ту или иную страну и совершить теракт с огромным количеством жертв.
Поэтому подобные криминальные действия, конечно же, требуют соответствующих мер реагирования, и те, кто занимается подделкой, хранением, перевозкой официальных документов, должны понимать, что существует мера ответственности, которая должна их остановить.
Пакет услуг для бандитов и мошенников
Но, похоже, до сегодняшнего дня существующие меры останавливали немногих. Анатолий Выборный не случайно упомянул, что подделка документов является основой более тяжких преступлений. И касается это не только терроризма или экстремизма, в чем легко убедиться, ознакомившись с практикой одного только Мосгорсуда.
Вот одно из недавних дел. Некая гражданка создала преступную группу и вместе с соучастниками занималась сбором от иностранных граждан их паспортных данных, требующиеся для изготовления пакета поддельных документов, создающих видимость законного пребывания иностранцев в России.
В представляемую гражданкой «услугу» за определенную сумму, конечно, входило: изготовление поддельных миграционных карт и отрывной части бланка-уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставление в бланк миграционной карты поддельных дата-штампов контрольно-пропускных пунктов о пересечении Государственной границы Российской Федерации, регистрация иностранного гражданина по месту пребывания без его действительного нахождения по адресу пребывания.
Дело было проставлено весьма серьезно, поэтому преступная группа имела изготовленные поддельные клише дата-штампов одного из пограничных КПП, печатные формы с поддельными стрелками, указывающими направление пересечения Государственной границы и страны и многое другое.
А вот другое дело, несколько из иной области. Некая гражданка неоднократно фальсифицировала данные медобследования, на основании которых призывники впоследствии освобождались от воинской обязанности. Понятное дело, не даром. Была разработана сложная схема с участием больничных врачей. В результате все подготовленные медицинские документы являлись заведомо подложными, после чего призывник, по сути, переставал быть таковым.
Читаем дальше и не перестаем удивляться фантазии мошенников, активно использующих поддельные документы.
Вот группа «товарищей» совершила попытку завладения чужим имуществом на основании подложной нотариальной доверенности, с которой удалось ввести в заблуждение сотрудников банка и похитить несколько миллионов рублей.
Вот другая группа, предоставляя поддельные ПТС и документы, содержащие ложные и заведомо недостоверные сведения, вводила в заблуждение сотрудников банков и автоломбардов, пыталась производить впечатление, намекая на свое хорошее финансовое положение с желанием получить кредиты якобы для расширения бизнеса, который в действительности не осуществляли и не собирались осуществлять.
Листаем дела дальше. Продажа квартиры с использованием поддельных документов и, конечно же, без ведома потерпевшего. Изготовление и продажа наркотиков с использованием поддельного паспорта Получение займов и кредитов по подложным документам.
А вот совсем чудовищное: создание и функционирование устойчивой вооруженной банды, совершившей немало нападений и убийств в Москве и Московской области. Впечатляет изъятый арсенал оружия, а также количество поддельных паспортов и иных фальшивых документов, использовавшихся членами банды.
Во всем должна быть адекватность
Понятно, что при имеющихся размерах, которые принимает подделка документа, действующие меры наказания не срабатывают.
Сегодня подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Правительство предлагает увеличить срок на год во всех перечисленных случаях. Использование же заведомо подложного документа пока наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Правительственным законопроектом предусматривается увеличить меру наказания до одного года.
Возникает естественный вопрос: адекватно ли предложение правительства? По мнению Анатолия Выборного, они соответствуют логике развития уголовного законодательства, тяжести совершаемых правонарушений и той степени общественной опасности, которую представляют.
Следует понимать, считает депутат, что не всегда изготовление, хранение или перевозка таких документов преследуют цель совершить более серьезное преступление, и тут нужен дифференцированный и индивидуальный подход.
Когда речь идет о наказании до трех лет лишения свободы и криминализация самого факта использования поддельного документа хотя бы до одного года, безусловно, являются сдерживающим фактором. Сама по себе подделка документов — это способ совершения более тяжкого преступления.
Если человек задумал совершить хищение денег с банковского счета, он может это сделать с помощью поддельного или фальшивого паспорта. Вот здесь на стадии подготовки и должен быть сдерживающий фактор, который раньше считался малозначительным или его вообще не было. А если он появится, если тот, кто задумал такое преступление, будет знать, что за это он может получить год или три тюрьмы, вполне возможно, и остановится.
Хотя все зависит от конкретного человека. Кому-то три года за подделку паспорта или удостоверения будет достаточно, чтобы задуматься, стоит ли это делать. А для тех, кто ориентирован на более тяжкие преступления, предусмотрена и более тяжкая ответственность.
Для лиц, совершающих экстремистскую или террористическую деятельность, а также их пособникам она уже установлена. Во всем должна быть адекватность и в ситуации с подделкой документов тоже. Есть понимание проблемы и желание ее разрешить. Сегодня предлагается такая модель. А практическое правоприменение покажет, насколько эта мера действенна.
Каралось смертью
История подделки документов имеет очень глубокие корни, уходящие в историю Древнего Рима. Общество всегда пыталось противостоять этому криминальному проявлению, и Россия тут — не исключение. Уже в Псковской судной грамоте, являющейся важнейшим источником права XIV-XV веков, имелась специальная статья, в которой говорилось, что при возникновении подозрения в лживости грамоты она должна была подвергаться исследованию.
В Судебнике середины XVI века подлог документов признавался преступлением, находящимся в одном ряду с убийством. А в Соборном уложении столетие спустя борьбе с подделками документов отводилась отдельная глава «О подпищиках и которые печати подделывают». Такие преступления карались смертью.
Подделка существует ровно с тех пор, как появились первые письменные документы, и будет существовать пока эти документы будут востребованы.
Боролись с этим явлением и при Петре I. Тогда в Своде законов Российской империи впервые появляется особая группа преступлений «против правительства», которая в последующем составила основу раздела «Преступления против порядка управления», к которым приравнивалось составление и использование частным лицом заведомо подложных указов, грамот, иных официальных бумаг, а также подделка или использование поддельных казенных печатей и штемпелей. Кстати говоря, именно благодаря необходимости борьбы с подделками документов и развитию химии возникла научная экспертиза.
Как видно, подделка существует ровно с тех пор, как появились первые письменные документы, и будет существовать пока эти документы будут востребованы. И ровно столько же времени идет борьба с подделками.
Сегодня в России необходимость противодействия таким преступлениям весьма актуальна. И потому судьба правительственного законопроекта, который Государственная Дума предполагает рассмотреть уже нынешней осенью, может сложиться вполне успешно.
Впрочем, по имеющейся в редакции информации не исключено, что при прохождении законопроекта он может претерпеть те или иные изменения в том числе и в сторону ужесточения наказания.
Источник: Парламентская газета
Комментарии
Комментариев пока нет